Чкаловский район Нижегородской области

город Чкаловск, ранее Василева Слобода - одно из древнейших поселений на красавице реке Волге.

Великая река определила основу развития села: бурлачество, торговля, судоремонтное дело. Василевская - Чкаловская земля дала развитие многим промыслам и ремеслом: гончарное производство, лозоплетение, бондарное дело: здесь же в XIX веке зародилась изумительная по своей красоте вышивка, получившая позднее название «чкаловский гипюр».

В нашем благодатном крае родился легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. Смелый и знаменитый перелет чкаловского экипажа через Северный полюс в Америку доказал, что советские авиаторы способны летать выше, быстрее и дальше всех. В нашем районе жил, творил, воплощал в металле свои дерзкие идеи доктор технических наук, главный конструктор судов на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев. Чкаловск - родина династии художников Каманиных.

Мы гордимся своими земляками, помним и бережем память о них!

Глава местного самоуправления Чкаловского района

С.А. Луньков

пятница, 13 апреля 2012 г.

Новинская игрушка


Новинская игрушка: воссоздать и сохранить

      Мой пост посвящен одной из самых редких игрушек в России - Новинской игрушке! 
село Новинки расположено в Чкаловском районе Нижегородской области. 
Название Новинки от «новины», связано с подсечным способом земледелия.  Вырубался лес, огонь превращал древесину в золу, та служила удобрением. Его хватало на 3-4 года. Потом начинали опять, «с новины».  Точно год рождения Новинок неизвестен, кстати,  в названии деревень и сел суффикс – ки – предпочитает век XVI.
 На сегодняшний день ни в здешнем краеведческом музее, ни у жителей Чкаловского района не сохранилось образцов традиционной новинской игрушки. Воссоздание образцов игрушки происходили по книге Д.В.Прокопьева «Художественные промысла Горьковской области», которая внесла ясность об игрушечниках Чкаловского района.  По описанию и гравюре Грозевского и началось воссоздание первых образцов игрушки чкаловским мастером, руководителем "Центра ремесел и досуга" села Новинки Александром Анатольевичем Баукиным.
24 сентября 2008г. образцы традиционной Новинской деревянной игрушки были утверждены на областном художественно-экспертном совете и отнесены к изделиям  народных художественных промыслов Нижегородской области.

         Наибольшая ремесленная активность  в Чкаловском районе падает на конец XVIII - середину XIX веков. Значительного расцвета достигают:  василёвские гончары; катунские  строчеи, кожевники и плетельщики мебели из ивового прута; пуреховские литейщики медных колокольчиков;   новинские  солоночники, посудники, ложкари, веретёнщики и игрушечники.
Искусство народной игрушки – один из самых оптимистичных и жизнерадостных видов русского народного творчества, и эти черты оно сохраняло на протяжении всей  истории своего развития. История деревянной народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Деревянные "потешки" были в обиходе восточно-славянских племен еще в IХ веке.  Однако, в письменных источниках первое упоминание о деревянной игрушке встречается лишь в ХVII веке.
   Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным.   Игрушки создавали  в доме атмосферу, гармонирующую с окружающим миром. Игрушкипомогали ребенку научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями. Игрушка увлекала ребенка - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

     Была такая примета: если дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Игрушек было немного, но каждая из них не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни.

 Изготовление игрушек было тесно связано с повседневным укладом жизни и особенностями быта народа. Приемы изготовления игрушек совершенствовались на протяжении веков вместе с ростом народной культуры; при этом всегда сохранялись и развивались особенности местных художественных традиций, которые и составляли в целом прочные основы национального производства игрушек.
В 1960 году  11-16 мая на территории Чкаловского района работала этнографическая экспедиция Нижегородского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В дер. Ельзенькино беседовали со старым игрушечником Владимиром Ивановичем Опариным, который изготовлял  «коньков», «кузнецов» и детские тележки. В деревне Яковлево были получены сведения по игрушечному промыслу у одного пожилого мастера, который занимался изготовлением игрушек до 1947 года.  
       Мастерили игрушки из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетая столярные и резные детали с токарными. Скупыми и точными, в совершенстве отработанными приемами создавались игрушки простых и строгих, классических по своей ясности форм.  Степень художественной обобщенности старых новинских игрушек доведена до символического звучания. Не случайно именно эти характерные местные игрушки были самыми дешевыми и ходовыми на местных базарах.   Изготовлением игрушек, в основном, занимались зимой.
В XIX веке возник иной тип деревянной игрушки - с элементами жанра. Народное праздничное веселье породило ряд образов, прочно вошедших в народное искусство. Символом русского праздника, его эмблемой стала тройка в расписном уборе со звоном бубенцов и колокольчиков. Катание на тройках, как и катание с гор, как и блины на масленицу, - чисто русский обычай.  Картина праздничного национального быта нашла отражение и в новинской деревянной игрушке.
      Позднее роспись этих игрушек усложняется, обогащается. На фоне основного цвета – красного, черного, лилового – разрабатываются детали – хомут, седло, попона, дуги.   В росписи  применяется сусальная позолота.  Промысел отличался своеобразным стилем, техникой, имел свое художественное лицо.
По  данным Статистического Отделения Балахнинской Уездной Земской Управы 1905г.  Шапкин Николай Никитич, житель деревни Леденцово Павелковской волости, зимой красил солоницы и детские  игрушки, кто попросит – ложки, а на один месяц был подрядчиком по каменной части, поэтому он первый и узнал новые способы окраски игрушек и солонок. Вместо примитивных водяных и клеевых красок Шапкин использовал лак и олифу, придавая игрушкам яркий блеск поверхности и сочность красок.

        О новинских златогривых конях упоминает Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».  Собирая материал для поэмы, Некрасов много ездит по России. Где мог он видеть этих коней?  Конечно же, на Нижегородской ярмарке.   Известно, что в первой половине августа 1863 года Некрасов вместе с А. А. Буткевич ездил на ярмарку в Нижний Новгород: 
                           Он гордо шел, жевал калач,
В подарок нес жене кумач,
Сестре платок, а для детей
В сусальном золоте коней.
       Художественно-образное решение новинских деревянных игрушек настолько неразрывно связано с мастерством ручного изготовления, что введение в производство механического оборудования потребовало бы изменения ассортимента, стандартизации игрушек. Поэтому игрушечники созданного промколхоза «Правда» использовали деревообрабатывающие станки только для первичных операций по разделке древесины. Но в основных процессах топор по-прежнему имел для мастера основное значение, как и  нож. 
В настоящее время создан Новинский центр ремесел, руководитель которого восстановил утерянную Новинскую игрушку, создал Музей Новинской игрушки, в котором представлена и Новинская игрушка, и Василевская игрушка-свистулька, и многие различные художественные изделия из бересты (дудка, самовар), из лозы, тканевые изделия. 
Василёвская игрушка
Работа Баукина А.А. подтверждена многочисленными региональными и общероссийскими наградами и дипломами.
Новинская игрушка очень простая с виду, очень сложна при ее изготовлении, и завораживает своей реалистичностью, а Новинковские и Василевские свистульки, рожки и погремушки поражают своей мелодичностью :




Деревянная игрушка "Кузнецы на планках":
http://www.youtube.com/watch?v=Fr8iZ0LnLfA&feature=youtu.be

понедельник, 19 декабря 2011 г.

Чкаловск - пространство возможностей


15 декабря Движение развития и Институт демографии, миграции и регионального развития совместно с Администрацией Чкаловского района Нижегородской обалсти в рамках программы «Проектное государство» провели проектную сессию по теме: «Разработка проектов развития города Чкаловска».
  Проектная сессия посвящена разработке проектов развития г. Чкаловска, направленных на кардинальное социально-экономическое развитие города.
 
В ходе работы проектной сессии обсуждались вопросы организации проектов развития города - производства экранопланов, развития туристической сферы, возрождения и модернизации производства гипюра, а также другие проблемные области развития Чкаловска.


Цель проектной сессии: провести разработку проектов развития г. Чкаловска, способствующих превращению г. Чкаловска в передовой туристический, культурный и промышленный центр Нижегородской области.
 
Задачи проектной сессии:
 
1. Определить проблемы развития экранопланов в России, сферы востребованности и применения экранопланов, создать рабочую (инициативную) группу развития экранопланостроения в России.
 
2. Выявить ключевые элементы развития туристической сферы г. Чкаловска. Построить план действий по превращению г. Чкаловска в туристический центр Нижегородской области.
 
3. Выработать рекомендации по возрождению (модернизации) производства гипюра.
 
4. Обсудить механизмы информационного освещения программы развития: для популяризации развития малых городов России и поиска партнеров и сторонников развития г. Чкаловска.
 
5. Определить сложные сферы района и выработать рекомендаций по их устранению.
 
6. Сформировать интерсекторальную коалицию, способную реализовать выработанный план действий, продвигать проекты развития г. Чкаловска.
 

Участники проектной сессии:

КРУПНОВ Юрий Васильевич - председатель Движения развития, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития;
ТЮЛЕНЕВ Александр Константинович - вице-мэр Чкаловского района Нижегородской области;
ХРЫКОВ Владимир Павлович - советник Главы местного самоуправления Чкаловского района;
ПУРЫЖИНСКИЙ Денис Сергеевич - директор программы и портала "Проектное государство";
ЦАРИК Юрий Юрьевич - руководитель Белорусской группы разития;
 БЕЛОВА Наталья Александровна - директор Института демографии, миграции и регионального развития;
ЦЫМБАЛ Олег Александрович - заведующий научно-исследовательской лабораторией Института демографии, миграции и регионального развития;
АНТОНОВ Александр Владимирович - член международного общества городских и региональных планировщиков ISOCARP;
ДВОРЯШИНА Елена Борисовна - заместитель председателя Комитета по устойчивому развитию реального сектора экономики и инвестиционной деятельности Московской торгово-промышленной палаты;


ПЕТРУШИН Александр Дмитриевич - генеральный директор компании "Каспийская контейнерная линия" (ККЛ);
ДОЧВИРИ Шота Давидович - предприниматель;
АНГЛИЧАНИНОВ Вячеслав Вениаминович - руководитель группы маркетинга Всеросийского центра переводов научно-технической литературы и документации;
ПАЛАГИН Александр Александрович - научный сотрудник Института демографии, миграции и регионального развития;
ТУРАНОВА Екатерина Геннадьевна - научный сотрудник Института демографии, миграции и регионального развития;
ГАРЫНИНА Наталья - студентка МГУ им. Ломоносова.

 
 
 

 









Дополнительная информация: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Обсуждение в блоге Юрия Крупнова

 
Материалы по теме проектной сессии:
Чкаловск - родина скорости
Чкаловский район Нижегородской области. Как организовать его развитие?

Проектная сессия прошла в рамках проектов развития:
№1 Тысяча новых городов России;
№4 Моногорода как комплексный плацдарм развития страны;
№ 88 Новые типы полисов.

понедельник, 5 декабря 2011 г.

город Чкаловск


Чкаловскгород Нижегородской области.
Общая площадь Чкаловского района составляет 877 кв. км, численность населения - 23 тыс. чел., плотность населения - 24 человека на 1 кв. км,
районный центр - г. Чкаловск с населением 13 тыс. человек.
В состав района входит 9 административных единиц:
1 районная администрация,  2  поселковых и 7 сельских.
На территории района расположено 228 населенных пунктов, из них один город, два поселка городского типа и 225 сел и деревень.
Расстояние по автомагистрали до Нижнего Новгорода составляет 95 кмдо Иваново 160 км,   до Пучежа  44 км.
В 15 км, на противоположном берегу Горьковского моря, расположен г. Городец.
Ближайшая железнодорожная станция - Заволжье, находится в 37 км. Расстояние по железной дороге до областного центра - 59 км.

В августе 1937 года после совершения ВПЧкаловым рекордного перелёта через Северный полюс в СШАпосёлок  Василёво по просьбе его жителей был переименован в честь знаменитого земляка В.П. Чкалова в Чкаловск.
В 1950-е годы в связи со строительством Горьковской ГЭС бо́льшая часть Чкаловска попала в зону затопления. Пришлось перенести бо́льшую часть домов, на новом месте был отстроен и судостроительный завод.
В 1955 году Чкаловску был присвоен статус города.
На территории района выявлены запасы некоторых минеральных ресурсов. К ним относятся запасы гипса и ангидрита в около 2 000 000 м³, глины для строительной керамики около 1 000 000 м³. Возможно выявление залежей карбонатных пород. Встречаются проявления стекольных песков. В южной части района находятся значительные площади торфяника, основная часть которого располагается в Володарском районе и Ивановской области.
На территории района преобладают дерново-подзолистые, тонко-супесчаные и средне-легкосуглинистые почвы.
Эти почвы  бедны перегноем, азотом и фосфором, маломощны и бесструктурны, содержат 2-3 % глинистых частиц. Однако, при известковании и внесении минеральных удобрений, эти почвы позволяют собирать хорошие урожаи зерновых, льна, картофеля, кормовых трав и корнеплодов.
Чкаловский район относится к многолесным районам области. Его лесистость составляет 54 %. Чкаловский район находится в подзоне елово-широколиственных (смешанных) лесов. На юге района встречаются сосновые и елово-сосновые леса. Общая площадь лесных земель района составляет 46500 гектар
Основу водных ресурсов территории формирует Горьковское водохранилище, по берегам которого проходит граница Чкаловского района. Уровень воды водохранилища колеблется от 84 метров над уровнем моря с мая по декабрь, что соответствует нормальному проектному горизонту, до 82 метров с декабря до середины апреля. По территории района протекает множество ручьев и небольших речек: Троца, Дорок, Санохта, Юг, Черная, имеют протяженность более 10 км.
Чкаловский район, вследствие близости Горьковского водохранилища (р. Волга) имеет климат, отличный от других районов области. Зима здесь менее морозная и более снежная. Лето более прохладное, чем на юге и на юго-востоке области. Осадков в среднем выпадает 550 - 600 мм в год. Среднегодовая температура +2,9 °С.
Климатические условия способствуют произрастанию зерновых культур, льна, картофеля, кормовых трав и определяют пригородную специализацию сельского хозяйства.
В Чкаловске расположен Мемориальный Музей В.П. Чкалова, один из самых популярных в Поволжье, развернул свою экспозицию в доме, где родился В.П. Чкалов.
Реконструируется здание под размещение Музея скоростей, поскольку в Чкаловске жили и творили люди, заслужившие мирового признания. Выдающимся конструктором, работавшим на Чкаловской земле был судоконструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев, создавший крылатые суда «Ракета», «Метеор», «Комета», «Буревестник».
В Чкаловске сохранена технология производства Чкаловского гипюраэто сквозная вышивка с удивительной красотой и своеобразием своего орнамента, не встречается в других районах страны. Он выполняется по продернутой на ткани сетке, с увеличенным размером ячеек до одного сантиметра. Своеобразие чкаловского гипюра заключается еще и в том, что здесь определенный шов оказывает существенное влияние на характер орнаментальных формих очертание и фактуру.
Сложилась такая техника вышивки на рубеже 19-20  веков в результате соединения традиционной народной строчки с другими приемами образования ажурного узора, которые получили широкое распространение в городской среде. К ним относятся японская строчка, филе по плетеной сетке, игольный гипюр.

Событийный туризм Чкаловска:
7 января - Театрализованное представление в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Катунки;
1-е воскресение февраля – Фестиваль патриотической песни, посвященной Дню рождение В.П. Чкалова;
2-е воскресение февраля – Всероссийский фестиваль подледного лова на призы В.П. Чкалова;
1-е воскресение июня – областной фестиваль декоративно-прикладного творчества;
Июль – Кубок России среди крессерских яхт на приз Р.Е. Алексеева;
Последнее воскресение августа – мотокросс на призы Героя Советского Союза В.П. Чкалова (берег р. Санохта).

Василева Слобода


Василева Слобода возникла в XII веке. О происхождении Василевой Слободы есть две версии. 
Первая — в честь двух приднепровских городов — личных вотчин Юрия Долгорукого — Городца и Василева, разграбленных и сожженных Изяславом Мстиславовичем в 1149 году. Это дядя и племянник. Они не поделили великокняжеский Киевский стол.
Дядя бежал во Владимирскую — Белую Русь — вотчину Мономаховичей. И там развернул широкое строительство новых городов. И в ряд встают имена Юрьевых городов: Городец /1152/, Переславль-Залесский / 1152/, Юрьев«в поле» или Юрьев-Польской /1150/, Дмитров /1154/ и другие.
Городец и Василев — днепровщина. В честь них Городец Радилов и Василева слобода на Волге. На память, назло надменному Изяславу.
Есть и вторая версия. Названа Василева слобода в честь сына Юрия Долгорукого Василько. А может быть, и в честь отца?
Известно, что большинство князей древней Руси с момента ее крещения /988/ имели по два имени. А вернее, одно имя — имя, которое давалось при крещении, церковное, христианское. Другое — рекло: языческое, племенное, славянское. Дед его, Мономаха, Ярослав Мудрый, дал ему русское имя Владимир и христианское, церковное Василий, а отец и мать прозвание Мономаха или Единоборца.

В. Персидский
«Васильева слобода. Чкаловск. Краеведческие заметки»

В XIV—XVII веках Василева Слобода - родовая вотчина князей Шуйских. Ее последний хозяин из рода Шуйских - царь Василий Иванович.
С 1610 г. Василева Слобода - монастырское владение, в 1764 году переходит в разряд экономических сел. В XIX веке Василева Слобода становится большим базарным селом, славившимся гончарным производством. В середине XIX века здесь было 25 гончарных мастерских, производивших свыше 25 миллионов изделий в год. Василевцы считались хорошими мастерами, их посуда высоко ценилась по всей Волге. Василева Слобода являлась одним из основных поставщиков волжских бурлаков, здесь собирались крестьяне из сел и деревень ближайших губерний. Исторически сложилось, что василевские крестьяне больше были промысловиками, кустарями и мастеровыми людьми, чем земледельцами.
Во второй половине XIX века, с развитием пароходства и обмелением Волги в результате истребления лесов вдоль ее берегов, возникает острая необходимость в дноуглубительном флоте. В 1883 году Казанским округом Министерства путей сообщения создаются мастерские по строительству, ремонту и восстановлению флота в Василевой Слободе. Начинается индустриализация района, строится город. 
Василева Слобода - родина легендарного летчика-испытателя. Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова.
В 1937 году рабочий поселок Василево был переименован в  Чкаловск, а Василевский район - в Чкаловский район.
Уникальность истории края, красота здешних мест, живописные берега речек и озер чистота воздуха и девственная прозрачность воды привлекают туристов и отдыхающих не только из Нижегородской области, но и из других регионов страны. Леса богаты грибами и ягодами, на болотах традиционно собирают богатый урожай клюквы, гонобобеля, голубики. Зимой здесь раздолье любителям лыжных прогулок, Горьковское водохранилище манит знатоков подледного лова.

село Пурех


Пурех в XVII столетии было небольшое селение, и назывался Макарьева Полуслободка. Село Пурех было пожаловано кн. Дмитрию Михайловичу Пожарскому еще в 1610 году царем Василием Шуйским, наряду с другими селами.

Село расположено на большой дороге Суздаль — Балахна, в 40 км от Балахны, т.е. на расстоянии однодневного перехода конного воза.
Пурех — первая остановка, ночевка в родном краю для возвращающегося с промысла местного торговца и последняя для того, кто отправляется на промысел в Поволжье. И как в этом случае не выпить на постоялом дворе чарочку-другуюпуре. При удаче в торговле или убытке тоже тянуло к чарочке. "Пурех" значит медовушное, бражное.
После освобождения Москвы в 1621 году Пожарский получает жалованную грамоту от царя Михаила Федоровича, которая документально подтвердила его права на Пуреховскую землю. На ней в 1622-1625 годах князь Пожарский Д. М. заложил и построил каменный мужской монастырь в честь Преображения Христова. Строителем храма являлся каменных дел подмастерье Филипп Иванов.
 В реконструкции храма просматривается много этапов.
Этап первый – начало-середина XVII века.В вотчине Пожарских в 1647 году существует монастырь Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, и в нем «… церковь каменная Преображения Христова, с папертями, о пяти верхах, не освящена. В церкви два придела: Евфимия Суздальского чудотворца, не освящен, да придел Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, не освящен; да в исподе церковь с трапезою Успения Пресвятой Богородицы, да придел Александра Свирского чудотворца освящен, да к церкви приделана колокольня каменная, верх шатром…». Начатый строительством собор при Дмитрии Михайловиче, продолжает строиться при сыне князя Иване Дмитриевиче. При нем пристраивается придел Иоанна Предтечи (в честь его ангела). Алтари располагались: главный Преображенский – в храме, Евфимия Суздальского – в апсиде первого яруса, с правой стороны. Макария – в юго-восточном объеме. Успения в нижнем теплом храме. Александра Свирского – под приделом Макария. Иоанна – с северо-восточной стороны. Покрытие храма и придела Макария было позакомарным, притом конструкция свода не отвечала этому, и покрытие выполнялось по деревянной стропильной системе.
Этап второй XVII – начало XIX веков. По-видимому, в конце XVIII века переделали первоначальную колокольню – звонницу. Пятиглавый храм, по восточным углам – пределы. С северо-западной стороны возвышается на кубическом объеме высокая восьмигранная шатровая колокольня. Перекрыт храм четырехскатной крышей.
Этап третий середина XIX века.В 1854 году церковь сильно пострадала от пожара. Церковь каменная, 2-х этажная, с 2-мя колокольнями. Таким образом, постройку второй колокольни можно отнести к промежутку между 40-50 г.г. XIX столетия. В подобном виде храм просуществовал до 1873 г. 
Этап четвертый – 1870-е годы, 1880-1883 г.г.В 1874 году начинается большая перестройка и расширение храма. в 1875 году построили окончательно трехъярусную колокольню, затем сломали две существующие колокольни и верхнюю галерею. Колокольню с храмом соединила обширная четырехстолпная трапезная. Сооружена она была в 1879 году. Но на этом перестройка церкви не прекратилась. По приходо-расходным книгам за 1880 по 1883 годы фиксируются довольно большие суммы, потраченные на ремонт храма. Натуральные исследования показали, что вновь построенная трапезная имела отличный от существующего фасад: Небольшие центральные окна по всем сторонам были растесаны и приобрели вид «византийских» На южном фасаде на первом ярусе были заложены остатки первоначальной галереи, в образовавшемся помещении устроили еще один престол. К 1883 году окончательно сложился архитектурный облик памятника, который в основном, сохранился до наших дней.На храме были заменены главы, силуэт которых нельзя назвать удачным. Расширили все оконные проемы, заложили перспективные порталы, полностью переделали придел Иоанна Крестителя. Вообще самые большие изменения фасада произошли на северной стороне: разобрали наружную стену древней галереи и сделали значительно больший по площади придел. Завершения над ним и глава выполнены из дерева с последующей обшивкой металлом. Здание оштукатурили прочной цементной штукатуркой, предварительно сбив кирпичный декор XVII века, покрасили в цвет светлой охры, подчеркнув декор и детали белым. На барабанах, которые после ремонта получили новый «русский» декор, в пространстве между тянутыми штукатурными полуколонками была выполнена живопись. Поле архивольтов также заполнилось сюжетной живописью.Интерьер на протяжении существования собора также менялся. Прежде всего, храм был славен святынями, находящимися в нем и пожертвованными князем Пожарским и членами его семьи. В «Церковных древностях» Нижегородской губернии особо отмечается икона Владимирской Божьей Матери, находившаяся с Пожарским в его походах, икона Казанской Божьей Матери, шитая по атласу первой супругой князя Прасковьей Варфоломеевной; Распятие Христа деревянное, обложенное серебряной оправою – «мерою в длину трех аршин». По преданию крест этот принесен был Дмитрием Михайловичем из Соловецкого монастыря по случаю моровой язвы. Пожалуй, наибольшую ценность представлял стяг Нижегородского ополчения 1612 года, который в 1826 году по просьбе Николая I был передан владелицей Пуреха графиней Марьей Александровной Дмитриевой-Мамоновой (дочерь фаворита Екатерины II) в московскую Оружейную палату.
В 80-г.г. XIX столетия территорию кладбища, окружавшую храм обнесли каменной оградой (частично с металлическими заполнениями), включающей в себя четверо ворот с калитками и построенную в 1884 году каменную часовню в память Александра II.


В настоящее время в Пурехе действует: 
Музейная экспозиция "Пурех - вотчина князя Д.М. Пожарского", 
создана и установлена в храме точная копия Животворящего Креста с частичкой подлинника,
установлен памятник кн. Д.М. Пожарскому,
обустроен Святой Казанский источник.